Медина Асаара. Горечь разочарования

В ноябре 936 года первый халиф Аль-Андалуса Абдеррахман III начинает строительство дворцового комплекса Медины Асаары на одном из отрогов горной цепи Сьерра Морены, а точнее на холме с красивым названием Yabal al-Arus, что в переводе означает Холм Невесты. Да и сам дворец, если верить легенде, назван в честь возлюбленной Абдеррахмана, красавицы Аль-Захры, что в переводе с арабского означает «цветок».

Так вот цветок для гарема привезли халифу из Гранады. Аль-Захра, как и любой другой цветок, вырванный из родной земли, стал увядать. Вдали от Гранады девушка тосковала по заснеженным вершинам Сьерра Невады. Узнав о причине грусти любимой, халиф повелел посадить перед окнами Аль-Захры миндалевую рощу, и когда в феврале миндаль зацвел и воздух наполнился сладковато-медовым ароматом, он подвел Аль-Захру к окну и перед ее глазами появилась заснеженная миндалевым цветом равнина и в этот момент грусть-тоска навсегда ушли из сердца невесты.

В поисках информации о разрушенном халифском городе Медине Асааре невозможно не найти упоминания об Аль-Захре. Эта легенда так прочно вплелась в общественное сознание, что присутствует как в путеводителях и туристических брошюрах, так и в книгах по архитектуре халифата, кажется, что она стала частью исторической реальности. Однако, строить роскошные дворцы для прекрасной дамы это удел поэтов, истинных мастеров возводить воздушные замки силой слова, а не участь халифов, в руках которых концентрируется государственная и религиозная власть над народом. 


За семь лет до начала строительства Медины Асаары Абдеррахман III провозглашает себя халифом. Таким образом, он ставит себя на ступень выше своих предшественников. Город-резиденция халифа строится в первую очередь как часть политической и идеологической программы, связанной с провозглашением халифата Абдеррахманом III. Медина Асаара должна стать символом власти и продемонстрировать превосходство Кордовского халифата перед оппонентами на африканском континенте - династией фатимидов. 


Хроники описывают строителя Медины Асаары как человека мудрого с одной стороны, но алчного и жестокого с другой. По высказываниям же самого халифа можно сделать вывод, что он сам считал себя человеком несчастным.



Мудрый халиф

Вот одна любопытная легенда, которая свидетельствует о мудрости халифа. Однажды франкские послы явились ко двору Абдеррахмана III в Медину Асаару, чтобы заключить с ним союз. Рано утром, как только взошло солнце, франки покинули Кордову и направились в Медину Асаару. Какого было их удивление, когда они увидели, что вдоль всего пути (а это чтобы вы представляли это около 5 км) выстроились плечом к плечу 15.000 берберских солдат с вытянутыми мечами, образовав таким образом настоящий свод из стали над головами бедных послов. Дрожа от страха франки ступили на этот угрожающий путь. Каждые 100 метров перед ними появлялись богато одетые камергеры, сидящие на креслах из золота и серебра. Франки каждый раз склонялись перед ними, думая что это халиф, но те им только отвечали: «Следуйте дальше, я лишь ничтожный раб моего господина». После двух часов такого похода дошли они до зала. И видят, что пол здесь из утоптанной земли, нет никаких украшений и атрибутов власти. Еще больше удивились послы, когда увидели, что а на полу перед ними сидит одетый в нищие лохмотья мужчина, а перед ним костер. В одной руке он держит Коран, а рядом лежат меч и бревно. При виде этой сцены послы пришли в замешательство.


Как вдруг им шепчут на ухо: «Вот он халиф». И тут же они преклонились пред халифом. Абдеррахман поднял голову и прежде чем послы успели раскрыть рот, он им говорит: «Вот когда вы позволите в вашем королевстве это (указывая на Коран), как я позволяю в моем ваши священные книги, я погребу свой меч (закапывает меч в песок) и буду топить каждый день пламя дружбы (бросая при этих словах бревно в огонь)». Послы ушли, так и не сказав ни слова и больше никогда не возвращались.


Алчный халиф

Абдеррахман III был одержим страстью к роскоши, невзирая на свой моральный долг, Абдеррахман III отсутствует во время намаза в главной кордовской мечети три пятницы подряд, что подвергает его публичной критике со стороны Кади, т.е. министра. Халиф был до такой степени увлечен строительством Главного Салона в Медине Асааре, стены которого должны были быть по его представлению одеты в золото и серебро, сверкая драгоценными каменьями, что забыл про государственные обязанности халифа, главы не только политической, но и религиозной.

Хроники свидетельствуют, чтобы накормить всех людей, живших в Медине Асааре были необходимы ежедневно 6,5 тыс кг мяса, не считая птицы, рыбы, злаков, овощей и фруктов. Продовольствие поставлял караван из нагруженных животных, длина которого насчитывала несколько километров. В одном только гареме халифа томились 6.300 женщин, на попечительстве у халифа было от 3.000 до 8.000 ученых, что же и говорить об административном аппарате. Размах по-настоящему царский, простите, халифский ;-)

Жестокий халиф

Существует много историй, подтверждающих жестокость первого халифа Аль-Андалуса. Вот одна их них: однажды будучи пьяным (вопреки предписаниям ислама) он встретил в садах Медины Асаары красивую наложницу, которая пробудила в нем страстное желание, но девушка воспротивилась грубым притязаниям. Халиф пришел в ярость, позвал евнухов и приказал обжечь ослушнице лицо, чтобы она навсегда лишилась своей красоты.


Несчастный халиф

У первого халифа Аль-Андалуса был дневник, в котором он вел учет всех счастливых дней, выпавших на его халифскую долю. И из 70 лет, которые он прожил и из них 50 лет он управлял халифатом, в дневнике насчиталось лишь чуть больше дюжины счастливых дней: «И за все это время, что я прожил, я насчитал лишь 14 дней полного и безоговорочного счастья. Не полагайте ваши надежды на дела мира сего».



Ни власть над халифатом Аль-Андалус, ни 6.300 наложниц, ни прекрасный город-дворец Медина Асаара не смогли подарить Абдеррахману счастья. В 1010 году, когда разразилась гражданская война, положившая конец Кордовскому халифату, налетели на Медину Асаару полчища варваров и превратили символ власти халифа в руины. Так вместе с халифатом канул в лету и город халифа, не просуществовав и ста лет.



И сейчас глядя на руины власти, снова вспоминается легенда об Аль-Захре и миндалевой роще. И понимаешь все это сказка, и на руинах Медины Асаары сейчас цветут не наполняющий воздух нежным медовым ароматом миндаль, и не дурманящий голову цветок апельсина Асаар, а белый олеандр, таящий в себе смертельную дозу яда.

P.S. Исчезла Медина Асаара, а вот легенда про миндалевую рощу жива, и рассказывают ее не только про Абдеррахмана, но и про поэта-эмира Альмутамида и его любимую наложницу Итимад. Эта история настолько красива и хороша, что стала практически универсальной.


Гид в Гранаде Анастасия Люпкес
gid.granada@gmail.com
+ 34 625 875 082

Популярные сообщения